Новости

Звуки П, Пь. Конспект для старшей группы

23

марта

2020

Цель: познакомить со звуком ПЬ, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный в слове, продолжать формировать пространственно-временные представления, закреплять знание основных и оттеночных цветов, активировать в речи обобщающие понятия «игрушки», «одежда», наречия «вверху», «внизу», «справа», «слева», упражнять в употреблении единственного и множественного числа существительных,  развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, мышление.

 

Материал: символы звуков П и ПЬ, картинки с изображением игрушек (погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират), вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс), изображения девочки и мальчика, карточки на каждого ребенка, на которых нарисованы пряник, пряники, пирог, печенье, помидор, помидоры,  перец, петрушка, персик, персики.

 

 1.Оргмомент

 

-Ребята, напомните мне, какой звук издает паровоз? (П-п-п.)

 

-А какой звук может издавать маленький паровозик? (ПЬ-ПЬ-ПЬ.)

 

-Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

 

-Как мы договорились называть такие звуки? (Согласными.)

 

 2.Развитие фонематического слуха

 

-На свое место сядет тот, кто сможет повторить слоги и определить лишний.

 

-ПА-ПА-ПЯ и т.п.

 

 3.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «игрушки»

 

-Эту девочку зовут Полина. В ее имени вы слышите звук П или ПЬ?

 

-А это ее брат, Петя. Его имя начинается со звука П или ПЬ?

 

Логопед вывешивает на доску портреты детей, а также обозначения первого звука имени (большой или маленький паровоз).

 

-Полина и Петя поссорились. Не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых есть звук П, а Пете, в названии которых есть звук ПЬ.

 

Дети определяют первый звук в словах погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират.

 

-Эту игрушку нужно поставить справа или слева? (Если игрушка принадлежит Полине, ставят слева, если Пете – справа.)

 

4.Физкультминутка.

 

-Полина и Петя собрались на прогулку. Они предлагают поиграть.

 

-П-п-п. Это большой паровоз или маленький? (Большой.) Когда услышите звук П, нужно стоять на месте и поднимать руки вверх.

 

-Пь-пь-пь. Это …(маленький паровоз). Когда услышите этот звук, нужно присесть на корточки.

 

Дети строятся в линейку. Логопед говорит:

 

-Паровоз едет вправо: «П-п-п!» Дети поворачиваются направо, поднимают руки, изображая большой паровоз. Затем возвращаются в исходное положение.

 

-Паровоз едет влево: «Пь-пь-пь!». Дети поворачиваются налево, приседают, изображают паровозик.

 

5.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «одежда»

 

-Полина и Петя вернулись с прогулки. Вместо того, чтобы все аккуратно убрать, у них в комнате получился беспорядок.

 

-Если это вещь Пети, кладем на верхнюю полку, если Полины – на нижнюю.

 

На доске изображен шкаф, а вокруг, вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс).

 

-Как назвать все эти предметы, одним словом?

 

-Посмотрите, здесь есть теплые вещи пальто, перчатки. Как вы думаете, в какое время года их носят?

 

 6.Определение первого согласного звука в слове

 

-Петя и Полина обедают, вам они предлагают подкрепиться.

 

Логопед раздает картинки с изображением перца, пирога, помидора, персика, печенья, пирожного, пряника.

 

-Кто тебя угостил, Петя или Полина?

 

 7.Итог

 

-Напомните мне, какие вы знаете гласные звуки.

 

-Какие вы знаете согласные?

 

-Назовите имя, которое начинается на звук П, на звук ПЬ?

 

 

Учитель-логопед    Шевцова Л.П.

Март 2020г.