Новости

Спокойствие, только спокойствие. Игры на снятие агрессии в дошкольном возрасте

11

июня

2020

 

 

 

Спокойствие, только спокойствие…

 

В современных условиях вынужденной самоизоляции многие семьи остались наедине друг с другом и нерешенными проблемами, которые копились, возможно, достаточно долгое время. Страх будущего, невозможность сменить обстановку, материальные и моральные трудности – все это может привести к вспышке агрессии и напряженности во взаимоотношении между домочадцами. Дети, как «губка», впитывают все, что говорят и делают взрослые. Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и, прежде всего, от того, как складываются его отношения с матерью. Исследования показали, что у 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если дети игнорируемы родителями, они страдают эмоционально, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение.

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощренийвременная изоляция от сверстников, а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию. Старайтесь: не повышать голос, не кричать, не устрашать, не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу", не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки), не смеяться над ребёнком, не передразнивать его, не оценивать личность ребёнка или его друзей, не использовать физическую силу, не угрожать.

И, наоборот, выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
берите тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве); внушайте спокойствие жестами, мимикой;  шутите. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Помимо этого, существует ряд  игр на снижение напряжения и детской агрессии.  Для каждого возраста они свои. Рассмотрим подробнее.

Детям от 1 года и старше:

. Повелитель ветра.
Малыш дует на взрослого, а взрослый делает вид, что "улетает".
Устройте соревнования, кто дальше подует на шарик, мячик.

. Игра в дракона.
Дракон дует, рычит и нападает.
Можно сделать прямо семью драконов.

. Устройте в ванной шторм. С потоплением бумажных кораблей. Для деток, которые умеют читать, кораблям можно дать названия и написать их на борте. Так что топить можно проблемы, невыученные уроки и т.д.

. Попробуйте избивать воду. Контакт с водой всегда успокаивает и снимает напряжение.

. Для снижения напряжения хорошо работает контраст. Когда напряжение сменяется расслаблением. Положите малышу в ладошку маленькую фигурку (можно, чтоб он закрыл глаза), и пусть крепко-крепко сожмет кулачок. А через несколько секунд медленно раскрывает ручку.

. Петь заунывные песни. Всей семьей. Так чтоб от души. Что вижу, то пою.
Эффект потрясающий.


Игры для деток от 4 лет и старше:

. Мешочек злости.
Возьмите какую-нибудь емкость и складывайте в нее камешки, бусинки, приговаривая "Я злюсь....Я не хочу носить эту злость с собой и кладу ее в мешочек злости".
Очень хорошо работает, особенно когда всей семьей проделать.

. Вылепить вулкан из пластилина, а внутрь поставить стакан с содой, лимонной кислотой. Чуть наливаем уксуса, и вулкан действует.

. Рисуем маску своей злости на бумаге. Можно много узнать, разговаривая от имени маски.

. Придумать ритуальный танец (желательно подобрать соответствующую музыку). Перед этим можно нарисовать на листке вирус и разорвать на клочки, соорудив подобие костра. И вокруг "костра" с танцем под музыку "сжигаем" проблемы.

. Аудиорассказ.
Можно записать на диктофон. Каждый говорит по предложению. Начинать можно "однажды в городе случилось.."

. Выбиваем подушкой или свернутым полотенцем злость, вирус, проблемы из всего, что попадается на пути: диван, стул, кровать и т.д.

Игры от 7 лет и старше:

. Нарисовать свое напряжение, а потом разорвать лист на мелкие клочки и выбросить.
Или тщательно стереть резинкой все, чтобы остался белый лист.

. Устроить бой подушками.

. Лепим сказку.
Работа с пластилином уже дает снижение напряжения. А если вылепить целую сказку, то однозначно можно менять сюжет и проигрывать варианты.

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу в условиях самоизоляции. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

  1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"
  2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной.Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.
  3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

Удачи вам, уважаемые родители и спокойствия!

 

 

С уважением педагог-психолог МБДОУ д/с 51

Кузнецова Т.С.