Специалисты

Что такое дислалия у детей

3

июня

2021

Одной из самых частых речевых патологий у детей считают дислалию. Некоторые родители полагают, что дислалия может пройти с возрастом по мере взросления ребенка, но это ошибка.

Дислалия может быть диагностирована даже у взрослого, при этом приносит массу психологических неудобств. Поэтому крайне важно, как можно раньше ее диагностировать и провести коррекционную работу.

Что такое дислалия у ребенка

Дислалия — это речевая патология, когда нарушено произношение звуков. Дислалию диагностируют чаще всего в раннем возрасте. Специалисты замечают, что при патологии стали преобладать полиморфные нарушения в произношении звуков, что влияет на дальнейшее освоение письменной речи. Таким образом дислалия, может стать причиной дислексии и дисграфии.

Формы дислалии

Дислалия как речевое нарушение, подразделяется на две формы: механическую (органическую) и функциональную. Механическую дислалию вызывают врожденные причины или травмы, заболевания. Функциональная форма протекает из-за социальных факторов или нейродинамических нарушений головного мозга.

Функциональную дислалию делят на:

сенсорную, при которой ребенок различает акустические признаки звуков, поэтому он путает похожие при произношении или написании;

моторную дислалию, когда ребенку сложно четко произносить звуки, нарушена артикуляция;

сенсомоторную, сочетает оба вида нарушений.

Симптомы дислалии

При дислалии ребенок пропускает звуки в речи, заменяет их другими, смешивает или искажает:

при пропуске звука он выпадает из слова;

при замене звука, ребенок стойко заменяет один звук другим;

при смешении, ребенок правильно произносит звуки, но путает их местами;

при искажении звуков, ребенок произносит звуки, которых нет в языке. Чаще всего ребенок искажает звуки при механической форме дислалии.

Кроме патологической дислалии, в логопедии различают физиологический тип дислалии, физиологические несовершенства речи и возрастное косноязычие. Они проявляются из-за возрастной несформированности фонематического слуха или артикуляционных органов. Подобные дефекты проходят сами примерно к 5 годам.

Дифференциальная диагностика и коррекция дислалии

Если диагностирована механическая дислалия, то нужна консультация детского стоматолога. Функциональной дислалией занимается детский невролог. Проблемы с тугоухостью диагностирует детский отоларинголог, также может понадобиться исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальная диагностика дислалии нужна прежде всего при стертой дизартрии.

Как корректируют дислалию?

Если поставлен диагноз дислалия, нужна комплексная коррекционная работа из 3 этапов:

1

Подготовительный. Если корректируют механическую дислалию, то прежде всего нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата (провести пластику уздечки языка или верхней губы, исправить прикус). При моторной функциональной дислалии развивают речевую моторику (при помощи артикуляционной гимнастики, логомассажа). При сенсорной функциональной форме необходимо развивать фонематические процессы. Для правильного произношения важно формировать направленную струю, развивать мелкую моторику, отрабатывать произношение опорных звуков.

2

Формирование первичных навыков произношения. На этом этапе ставят изолированный звук (методом подражания, используя логопедические зонды), автоматизируют звук в слогах и предложениях и работают над дифференциацией звуков.

3

Формирование коммуникативных навыков. На последнем этапе важно научить правильно употреблять отработанные звуки в простом общении.

Логопедические коррекционные занятия нужно проводить регулярно несколько раз в неделю. Важен комплексный подход: занятие со специалистом и домашнее выполнение заданий логопеда и артикуляционной гимнастики. Простую дислалию корректируют от 1-го до 3-х месяцев. Сложные формы требуют коррекционных занятий от 3-х до 6-ти месяцев.

Прогноз и профилактика дислалии

Почти всегда дислалию можно успешно скорректировать.

Длительность коррекционной терапии зависит от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий и прилежности выполнения домашних упражнений. У дошкольников легче и быстрее корректировать дефекты, чем у школьников начальных классов, а у них быстрее чем у старшеклассников. Поэтому, чем раньше начать коррекционные занятия, тем быстрее произойдут позитивные изменения.

Для профилактики дислалии нужно вовремя выявлять анатомические нарушения в строении органов речи, разговаривать с ребенком правильно, он должен слышать правильную четкую речь. Поэтому основа — забота о физческом развитии и здоровье ребенка.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo