Специалисты
Звуки П, Пь. Конспект для старшей группы
23
марта
2020
Цель: познакомить со звуком ПЬ, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный в слове, продолжать формировать пространственно-временные представления, закреплять знание основных и оттеночных цветов, активировать в речи обобщающие понятия «игрушки», «одежда», наречия «вверху», «внизу», «справа», «слева», упражнять в употреблении единственного и множественного числа существительных, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, мышление.
Материал: символы звуков П и ПЬ, картинки с изображением игрушек (погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират), вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс), изображения девочки и мальчика, карточки на каждого ребенка, на которых нарисованы пряник, пряники, пирог, печенье, помидор, помидоры, перец, петрушка, персик, персики.
1.Оргмомент
-Ребята, напомните мне, какой звук издает паровоз? (П-п-п.)
-А какой звук может издавать маленький паровозик? (ПЬ-ПЬ-ПЬ.)
-Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?
-Как мы договорились называть такие звуки? (Согласными.)
2.Развитие фонематического слуха
-На свое место сядет тот, кто сможет повторить слоги и определить лишний.
-ПА-ПА-ПЯ и т.п.
3.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «игрушки»
-Эту девочку зовут Полина. В ее имени вы слышите звук П или ПЬ?
-А это ее брат, Петя. Его имя начинается со звука П или ПЬ?
Логопед вывешивает на доску портреты детей, а также обозначения первого звука имени (большой или маленький паровоз).
-Полина и Петя поссорились. Не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых есть звук П, а Пете, в названии которых есть звук ПЬ.
Дети определяют первый звук в словах погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират.
-Эту игрушку нужно поставить справа или слева? (Если игрушка принадлежит Полине, ставят слева, если Пете – справа.)
4.Физкультминутка.
-Полина и Петя собрались на прогулку. Они предлагают поиграть.
-П-п-п. Это большой паровоз или маленький? (Большой.) Когда услышите звук П, нужно стоять на месте и поднимать руки вверх.
-Пь-пь-пь. Это …(маленький паровоз). Когда услышите этот звук, нужно присесть на корточки.
Дети строятся в линейку. Логопед говорит:
-Паровоз едет вправо: «П-п-п!» Дети поворачиваются направо, поднимают руки, изображая большой паровоз. Затем возвращаются в исходное положение.
-Паровоз едет влево: «Пь-пь-пь!». Дети поворачиваются налево, приседают, изображают паровозик.
5.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «одежда»
-Полина и Петя вернулись с прогулки. Вместо того, чтобы все аккуратно убрать, у них в комнате получился беспорядок.
-Если это вещь Пети, кладем на верхнюю полку, если Полины – на нижнюю.
На доске изображен шкаф, а вокруг, вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс).
-Как назвать все эти предметы, одним словом?
-Посмотрите, здесь есть теплые вещи пальто, перчатки. Как вы думаете, в какое время года их носят?
6.Определение первого согласного звука в слове
-Петя и Полина обедают, вам они предлагают подкрепиться.
Логопед раздает картинки с изображением перца, пирога, помидора, персика, печенья, пирожного, пряника.
-Кто тебя угостил, Петя или Полина?
7.Итог
-Напомните мне, какие вы знаете гласные звуки.
-Какие вы знаете согласные?
-Назовите имя, которое начинается на звук П, на звук ПЬ?
Учитель-логопед Шевцова Л.П.
Март 2020г.