Группы

Самообслуживание в жизни ребенка

28

апреля

2022

Что такое навыки самообслуживания? В целом, это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой. 

Иногда родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Или же, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей их раздражает. Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения.

Самообслуживание включает в себя следующие направления:

  1. Раздевание и одевание;
  2. Гигиена тела;
  3. Освоение навыков приёма пищи;
  4. Опрятность.

Учимся одеваться-раздеваться

У детей 4-5 лет необходимо формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать и выворачивать, умение определять лицо и изнанку вещи, вешать вещи в свой шкаф.

Эти требования умещаются в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать!

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, удобные по высоте сиденья-банкетки или стулья.

Будем умываться

Крайне важно:

  • воспитывать потребность мыть руки перед едой и по мере их загрязнения, после посещения туалета, игр с песком;
  • учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем;
  • пользоваться носовым платком;
  • формировать навык аккуратности в умывальной комнате.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.

Учимся кушать

Приучайте ребенка:

  • самостоятельно и опрятно есть;
  • спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку в правой руке между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим;
  • набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, не разговаривая за столом;
  • не класть локти на стол во время еды;
  • пользоваться салфеткой;
  • благодарить взрослого.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.

Приучение к опрятности 

Приучить ребенка: спокойно относиться к умыванию, причесыванию, стрижке ногтей и купанию; быть аккуратным во время еды; вытирать нос платком; пользоваться туалетом; бережно обращаться со своей одеждой; не брать в рот игрушки и другие предметы; убирать на место свои игрушки, как только заканчивается игра.

Все навыки самообслуживания - это и есть начало аккуратности.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo