Группы

Консультация для родителей на тему «Культура общения детей»

4

февраля

2020

Современное общество, ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах: «Конституция » РК  и в Законе «Об образовании», где написано, что каждый гражданин имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества .Одной из приоритетных ценностей, является культура поведения, а одной из её составляющих является культура общения.

 

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.

 

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.

 

В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.

 

Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение богатством родного литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств, в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

 

Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит - владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям.

 

В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в дошкольном учреждении .

 

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

 

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.

 

Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с другом. Игра для дошкольников основная деятельность, именно по средствам игры педагог может влиять на формирование культуры общения воспитанника.

 

Общение, между ними, происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Перед занятиями и в свободное время провожу словесные игры «Назови ласково», «Шкатулка пожеланий», «Комплименты», что так же способствует положительному эмоциональному настрою детей, для лучшей концентрации внимания детей, использую мяч или «волшебную» палочку.

 

В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала темы разговоров:

  • разговор с другом по телефону;
  • приглашение в гости;
  • разговор с бабушкой, живущей в другом городе, и другие по желанию ребят.

 

На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.

 

Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог.

 

Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя.

 

Особое место, на мой взгляд, отводиться методу воспитания с помощью сказки.

 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

 

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, -- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования культуры общения ребенка.

Винник Е.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo