Группы
Консультация для родителей
23
апреля
2020
Уважаемые родители!
В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ дети, которые посещали детский сад, наиболее остро переживают этот период. Они скучают за своими сверстниками и воспитателями, они лишены занятий, которые развивали их интеллектуально. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.
Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Познавательное развитие
- Понаблюдайте за животными в зоопарке
Многие зоопарки и аквариумы дают на своих официальных сайтах возможность увидеть животных в режиме реального времени. В Московском зоопарке, к примеру, можно понаблюдать за большими пандами и приматами. https://moscowzoo.ru/about-zoo/live-stream/
Вот здесь собраны ссылки на Web-камеры Зоопарков мира - http://tvway.ru/index.php?file=10036
- Математические игры с ребенком дома. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самостоятельности, самовыражению. Эта развивающая функция свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры:составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру, приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.
«Цепочка примеров»Цель: упражнять в умении производить арифметические действия. Взрослый бросает мяч ребенку и называет простой арифметический пример, например 2+3. Ребенок ловит мяч, дает ответ и бросает мяч обратно и т. д.
«Найди и назови»Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета. На столе перед ребенком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры,например: • Большой круг, • Маленький синий квадрат и т. д.
«Назови число» Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 5. Ребенок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 4 и 6 (сначала меньшее)
«Математика и пластилин» Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина. Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчикам.
«Накрываем на стол» Кухня это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достать необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать!
«Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера, скажем -10/10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
- Развитие речи.
Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
- Надувать воздушные шарики
- Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки)
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп)
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Вырезание
- Лепка из пластилина
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы
- Перебирать крупы
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами)
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие)
- Плести из бисера
- Лепить из пластилина, теста.
Очень важно не забывать про артикуляционную гимнастику! Продолжать развивать мышцы речевого аппарата.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
Скажи наоборот (высокий-низкий)
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …)
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза)
Назвать слова с определённым слогом, звуком
Составлять предложения с заданными словами.
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).
Играем, развивая фонематические процессы:
Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д)
Назови первый (последний) звук в слове
Где спрятался звук — в начале? В середине? В конце? — ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
Художественно-эстетическое развитие
- Рисования. В интернете великое множество таких обучающих программ. В видео уроках учитель рассказывает и показывает, как нарисовать тот или иной рисунок, демонстрирует как смешивать краски, как работать кистью или карандашами. Уроки подбираются в зависимости от возраста ребенка и от уровня рисования: более сложные или более простые. Вы можете просто включить ребенку урок и заниматься своими делами, а так же можете вместе с ребенком рисовать.
- Раскраски. Это могут быть покупные тетради и альбомы для раскрашивания, либо распечатанные рисунки.
- Лепка из пластилина, глины, соленого теста. Детям предложить пластилин или даже глину, если у вас есть такая дома. Для малышей можно приготовить соленое тесто, из которого также можно лепить фигурки.
/Рецепт соленого теста прост: мука высшего сорта и соль мелкого помола в равных пропорциях, разводятся водой в таком количестве, чтобы готовое тесто было эластичным и не липло к рукам. Готовые фигурки можно запечь в духовке, а затем покрыть их гуашью/.
- Поделки из подручных материалов. В ход могут идти самые разные предметы, имеющиеся в каждом доме: ватные палочки, вата, ткань, бусинки, картон, цветная бумага, макароны и крупы, все, что может подсказать вам ваша фантазия. Самым маленьким деткам можно предложить сортировать крупы, макароны, распределять их по разным стаканчикам или формочкам для льда. Можно предложить насыпать макароны в пластиковую бутылку. Так и мелкая моторика ребенка потренируется.
- Рисование по клеточкам. Если вашему ребенку еще сложно рисовать самостоятельные картины, можно предложить ему такой вид деятельности как рисование по клеточкам. Это очень интересно, развивает внимание ребенка, счет, пространственное мышление и фантазию.
- Поэтический вечер. Этот вид деятельности развивает мышление, запас слов. Ведь поиск рифмы — не самое простое занятие для ребенка. Самым маленьким предлагайте придумывать рифмы к 1 загаданному слову. Например, кошка — ложка, тесто — место, мука — рука и т.д. Детям постарше предложите рифмовать целыми строчками. Говорите или пишите первую строчку, а вторую ребенок, потом снова вы.
- Юный дизайнер. Отличная идея для карантинных будней мамам на заметку. Юному дизайнеру необходимо придумать дизайн баночки с антисептиком. Можете смыть этикетки с баночки и дать ребенку пофантазировать. Пусть наклеит на баночку маленькие цветочки, бабочек, или нарисует что-то несмываемым маркером.
- Кукольный дом или гараж с многоуровневой парковкойсвоими руками. Для основы подойдут коробки от обуви. Склеивайте коробки от обуви между собой. В нужных местах прорежьте отверстия, чтобы сделать бумажную лестницу или картонную дорогу для машин. Из картона вырезайте мебель или автомобильные аксессуары. Идея увлечет и вас и детей, на много часов.
- Одежда для кукол или мягких игрушек. Куклам можно изготовить новые одежки: склеить их из бумаги, пошить из ткани, или связать из пряжи. Возможности ограничиваются только вашей фантазией и умениями ребенка. Мальчики могут сделать защитную одежду для солдатиков и человечков, и даже плащ супермена.
- Раскопки. Игра все с той же крупой или макаронами для малышей. Насыпаете в коробку или миску крупу, закапываете в ней мелкие игрушечки. Малыш должен отыскивать их, доставать и называть название.
- Посетите цифровой музей или театр. Если ребенка может увлечь только смартфон или планшет, то надо переключить его внимание и предложить прогуляться по Лувру или посетить виртуальную экскурсию в Историческом музее или Русском музее.
Опытно-исследовательская деятельность
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.
Опыт №1. С помощью трубочек создать сильный поток воздуха и подуть на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются.) Потом попробовать подуть на камень. Что произошло? (Камешек не двигается). Почему? (Потому что он тяжелый). Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.
Опыт№2. Взять молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробовать вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) Попробовать вбить гвоздь в камень. Что случилось с гвоздем? (Он погнулся.) Вывод: Камень тверже дерева.
Опыт №3. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.) Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт №4. Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.) Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.
Опыт №5. Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.) Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт №6. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют. Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.
Опыт №7. Необходимо взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга. Что вы услышали? (Звук.) Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Какой звук вы слышите, звонкий, тихий или громкий? Предложить детям сделать музыкальный инструмент – шумелку. Вывод: Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом.
Опыт №8. Положить перед ребенком речные и морские камни. Какие камни? Какой формы камни? Какого цвета? Какая у них поверхность? Какие края? (Камни разной формы – овальные и круглые, твердые и холодные, красивые, разного цвета, гладкие и шершавые). Почему они такие? (Одни камни речные, другие – морские). Морские камни гладкие, потому что их такими сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А речные шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. Вывод: Морские камни гладкие, а речные шершавые. Речные камни с острыми углами, а морские нет.
Опыт №9. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же). Вывод: Камень твердый, а пластилин мягкий. Попросите детей зарисовать все эти опыты. Проанализируйте рисунки вместе и сделайте выводы.
Опыт №10. Самые обычные булавки, когда их бросают в таз с водой, превращаются в утопающих. Нужен спасательный круг, корабль. Их вполне может заменить пластиковая крышка от банки, настоящие спасательные круги можно сделать, вырезав из плотного картона маленькие кружочки, и если проткнуть их булавкой- они словно юбочки будут держаться и не утонут. Брошенные в воду в таких юбочках, булавки не просто плавают, а красиво кружатся на поверхности воды, будто танцуют.
Опыт №11. «Мыльные пузыри» (надувать пузыри через трубочку или делать шапку из пены) .
Опыт №12. «Тонет не тонет»- мыло утопить в воде и узнать, тонет мыло или нет.
Опыт №13. «Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды и получение разноцветных «волшебных цветов и оттенков). Цветные капельки (капание из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествием капельки).
Опыт №14. «Замораживание воды» Налить в небольшую пластиковую бутылку воды и убрать в морозильную камеру или в зимний период на улицу. На следующий день вода превратится в лед, предложить разморозить бутылку. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как меняется рисунок ледяных кристаллов по мере их таяния, и тут можно пустить в ход краски. Капните в бутылку, где наполовину еще лед, а наполовину вода, немного краски. Заморозьте снова содержимое бутылки. Ребенок удивится какой причудливый узор образовали капли краски в замершей воде. Опыты с замораживание воды- повод для возникновения множества вопросов о ее физических свойствах. Почему в холодильнике вода не мерзнет, а только в морозильной камере? Что такое отрицательное или положительная температура? Что нужно, что бы быстрее растопить лед?
Опыт №15. Игры - эксперименты со светом так же вызывают у ребенка живой интерес. Можно провести игру «Поймай солнышко»- маленьким зеркалом нужно поймать луч солнца.
Опыт№16. «Цветок». Вырежьте из цветной бумаги цветок с длинными лепестками, сложите их друг за другом к серединке цветка, как бутон. Опустите этот бумажный цветок в воду. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит, а потом начнет раскрывать свои лепестки один за другим, словно настоящий цветок, распускается. Это не фокус, а опыт.
Опыт №17. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по - твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Опыт №18. «Жидкое – твердое» Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
Опыт №19. «Выпаривание соли» Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Опыт №20. «Воздух и его свойства» Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.
Опыт №21. «Воздух вокруг нас» Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим. Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.
Опыт №22. «Разный «характер» у яиц» Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести. Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.
Опыт 23. «Чистый лед» Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода. Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
Родители, помните, что карантин – это временная ситуация, так что постарайтесь сохранять оптимизм. Ведь у нас редко бывает возможность проводить столько времени с нашими близкими. Давайте ценить его и будьте здоровы!