Специалисты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА «ЛЕЧИТЬ – ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ» 

23

марта

2024

Речь ребёнка не является врождённой способностью, а развивается в процессе индивидуального развития организма параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем его общего развития. Чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Так, ребёнок должен

  • Быть психически и соматически здоров,
  • Иметь нормальные умственные способности,
  • Иметь нормальный слух и зрение,
  • Обладать достаточной психической активностью,
  • Обладать потребностью в речевом общении,
  • Иметь полноценное речевое окружение.

Все перечисленные условия важны для нормального развития речи. Взаимосвязь и взаимовлияние этих факторов особенно заметны в раннем возрасте, когда развитие происходит интенсивно и в краткие сроки. Например, если грудничок часто болеет, то он не просто медленно развивается физически (плохо набирает вес и растёт, позже начинает держать головку, переворачиваться, садиться и т.д.), но и отстаёт в развитии интеллектуально и эмоционально (позже начинает реагировать на обращённую речь, фиксировать взгляд на говорящем, поворачивать голову к источнику звука, узнавать мать и реагировать на неё и т.д.).

Эта закономерность сохраняется и позже, но проявляется уже не в количестве освоенных умений, а в качестве их усвоения. Например, к 3 годам, когда большинство детей освоили связное высказывание, речь значительно отличается: кто-то умеет довольно понятно говорить и даже читает стихи, кто-то «говорит на своём языке», а кого-то вроде и говорит, но понять могут только родители.

Речь формируется поэтапно. Каждый определённый возраст имеет свои характерные признаки речевого развития. Если речь ребёнка значительно отстает от условной возрастной нормы, тот это указывает на наличие какого-то неблагоприятного фактора.

Не вызывает сомнений, что соматическое здоровье (состояние иммунитета, имеющиеся врождённые особенности строения, выявленные хронические заболевания) является определяющим фактором развития. Поэтому нужно принимать во внимание советы и рекомендации ПЕДИАТРА, ЛОР – врача, СТОМАТОЛОГА, не упускать время и лечит заболевания, не допуская их перехода хроническую форму. Так, не вылеченные вовремя зубы являются источником инфекции, которая отравляет весь организм, а игнорирование насморка у ребёнка может привести к искривлению носовой перегородки, появлению хронического воспалительного процесса, проблемам с прикусом, что уже прямо влияет на качество речи.

Другим важным фактором является нервно - психическое здоровье ребёнка.

Поскольку речь является одной из психических функций организма, имеющиеся нарушения в её развитии указывают на возможные нарушения в деятельности нервной системы, на психическое и неврологическое неблагополучие. На нервную систему ребёнка оказывают влияние вредные воздействия, которым подвергалась мать во время беременности и родов (профессиональные вредности, болезни, травмы, состояние здоровья) или сам ребёнок в начале своей жизни (особенно в первые 3 года). Любые неблагоприятные факторы негативно влияют на здоровье нервной системы (особенно головного мозга) и весь организм ребёнка. Эти данные отражаются уже в первом медицинском документе ребёнка – выписке из роддома. Чтобы восстановить нормальное развитие, необходимо не только устранить эти факторы, но и избавиться от их последствий путём лечения. Родителям нужно обратиться за помощью к НЕВРОПАТОЛОГУ (ПСИХОНЕВРОЛОГУ) и, если надо, ПСИХИАТРУ. Взрослые не должны оставить без внимания, если невропатолог пишет, что у ребёнка ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимальная мозговая дисфункция), дизартрия. Такие особенности нервной системы влияют на поведение ребёнка, на его внимание и память и, в конечном итоге, на речь. Бывает, что родители отвергают «таблетки», надеясь на помощь педагогов и психологов. Но для детей особенно важно вовремя проведённое лечение, т.к. их мозг всё время растёт. И если рост происходит на фоне патологии, то та структура, которая образуется, будет нездоровой. Опытный логопед всегда обращает внимание на состояние здоровья своего подопечного и особенно интересуется неврологическим здоровьем. Часто успешные занятия с логопедом невозможны без лечения, которое проводит невропатолог. Иногда признаки заболевания проявляются неявно, малозаметно и не сразу удаётся диагностировать проблему. Родителям надо насторожиться, если у ребёнка постоянно приоткрыт рот и т изо рта высунут язык, обильно течёт слюна, ребёнок улыбается и разговаривает как бы половиной рта, говорит будто «каша во рту». Эти особенности могут оказаться признаками невротических нарушений.

С проблемами речи не надо мириться. Нужно искать специалистов и определять возможные меры избавления. Путём медикаментозного лечения и психологопедагогического воздействия можно избавиться (или свести вминимуму) многие нарушения. Необходимо взаимодействовать с теми, кто знает и умеет - с врачами (педиатрами, невропатологами, психиатрами, лор-врачами, стоматологами, массажистами) и педагогами (логопедами, психологами). ЛЕЧИТЬ И РАЗВИВАТЬ РЕБЁНКА (если надо, ТО ИСПРАВЛЯТЬ ХОД РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА), не ожидая, что «всё само пройдёт». Самое опасное – это бездействовать, терять время или следовать советам «всезнающих бабушек»!

ТОЛЬКО ДЕЙСТВУЯ ВСЕМ ВМЕСТЕ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЁНОК СТАЛ ТАКИМ ХОРОШИМ, КАКИМ ТОЛЬКО ОН МОЖЕТ БЫТЬ!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo