Специалисты

Консультация для педагогов логопедических групп «Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

30

января

2023

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети с проблемами в речевом развитии часто осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания.

Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, страхи;
  • неуверенность, чувство угнетённости, состояние дискомфорта;
  • энурез;
  • повышенная обидчивость, ранимость;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Так же у детей  можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих возможностей. Поведение таких детей отличается нерешительностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием, как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искажённое восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности.

Индивидуальная развивающая работа педагогов  должна строиться с учётом  специфики развития каждого конкретного ребёнка, с опорой на его сильные стороны и эмоционально-личностные особенности.

Только в тесном тандеме и взаимном сотрудничестве «ребёнок -педагог-специалисты-родители» можно оказать реальную помощь детям с проблемами   речевого развития.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo